Ландшафтный дизайн

Наследие райских кущ

Наследие райских кущ

Если вдуматься, первым ландшафтным архитектором был именно Он. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»: Садовником же, следуя теории божественного происхождения, оказался Адам: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

До грехопадения человека сад задумывался как райское место. Таким он остался в легендах и мифах, таким дошел до сегодняшнего дня. Стремление попасть в него - не это ли есть смысл жизни и венец желаний? В древности, во всяком случае, попытки воссоздать его предпринимались постоянно, да и с развитием цивилизации человек всячески старался сделать сад максимально соответствующим представлениям о «райской жизни».

Считается, что Эдем находился некогда в Месопотамии. Его наследниками стали местные сады, которые, как свидетельствуют древние манускрипты, были весьма распространены здесь уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Сад служил местом не только уединения и отдохновения, но также площадкой для приемов и церемоний. Тут же выращивали фрукты и овощи для подношения богам. Примечательно, что уже тогда в садах устраивались внутренние дворики, получившие в дальнейшем широкую популярность в античные времена.

Спустя тысячу лет в Ассирии уже разбивали не только частные, но и публичные сады и парки. Для их создания использовали местные виды растений и привезенные из разных военных кампаний. Помимо документальных источников, существуют неоспоримые свидетельства широчайшего разнообразия представленных в садах растений в виде фресок и каменных барельефов. На фрагменте одной из росписей отчетливо видны экзотические деревья, финиковые пальмы и бассейн.

Месопотамия же показала миру одно из чудес света - сады Вавилона, разбитые на террасах и соединенные лестницами, известные как сады Семирамиды (7 в. до н. э.). «Вавилон знаменит своими висячими садами с высокими деревьями, которые давали представление о райском саде, являли наивысшую роскошь, были показателем власти и богатства:»

Строгой регулярностью отличалась планировка египетских садов. Парки разбивались при культовых сооружениях и дворцах; как правило, центром композиции служило главное здание, от которого шла прямая аллея, соединявшая его со входом на участок. Аллея служила основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых устраивались прямоугольные водоемы. Предметом восхищение потомков долгое время были знаменитые сады Птолемеев в Александрии, украшенные раковинами и гротами. Великолепное наследство древних можно и сегодня увидеть в Карнаке.

Классическая традиция

Время внесло свои небольшие коррективы в долгий процесс становления садовых стилей. Как и прежде, организация пространства с помощью мира растений сводится к двум основным композиционным принципам - регулярному и пейзажному. Как и столетия назад, сады разбиваются в зависимости от господствующей на них моды. Прошли века, но по сути своей сад не изменился: нам все так же важен естественный пейзаж, по-прежнему мы используем вспомогательные элементы и архитектурные формы, как и раньше, норовим превратить сад в райский уголок.

Кстати, принцип отношения к природе, когда приоритет за ландшафтом, пришел из Греции. У эллинов пейзаж играл роль своеобразного обрамления храма или площади: ряды деревьев, кустарники и бордюры из живых цветов прекрасно сочетались с колоннами и стенами. Сад, как правило, разбивали во славу богу или погибшему герою. Доподлинно известно, что уже в V веке до н. э. в Греции были распространены регулярные сады-герооны; украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний, столь популярных у древних эллинов. А через каких-то полтора-два столетия в традицию вошел небольшой садик вокруг частного жилого дома. Правда, в плане декоративных изысков он был несколько бедноват: единственным украшением служило дерево, фонтан или скульптура.

Синтез утонченности эллинистической культуры и вычурной роскоши Древнего Востока дал мощный толчок развитию садоводства на просторах Великой Римской империи. Общественные регулярные парки занимали центральное место в большинстве городов. Сады, как правило, окружали колоннадами. Из греческого опыта сохранилась близкая взаимосвязь природных и архитектурных форм, однако, по сравнению с первоисточником, декор сада получает все большее разнообразие и богатство форм. Для садово-паркового искусства Древнего Рима были характерны искусственные водоемы, которые, на манер египетских, устраивались в центре участка, декоративные фонтаны, подстриженные деревья и кустарники, малые скульптурные формы. В это же время получают распространение легкие изгороди, беседки и перголы, увитые плющом.

Примером далеко не простого планирования «приусадебного» ландшафта стали виллы Плиния Младшего конца I в. до н. э., описание которых имело впоследствии большое значение для развития искусства создания садов и парков: «:Полукруглый атриум с широкою крышей и стеклянным портиком выводит на большой светлый двор, где портик, параллельный первому, примыкает к столовой. Огромная зала эта выдвигается в море <:> Сад, отличающийся простотой и состоящий из рядов виноградных лоз, рощ, засаженных тутовыми и фиговыми деревьями, гряд фиалок, аллей, окаймленных кое-где буком <:> раскидывается довольно далеко от главного корпуса <:> Перед крытой галереей располагается пахнущая фиалками терраса <:> В северной оконечности виллы небольшой павильон, отрада сердца моего:> Или же вот: «Представьте себе такой огромный амфитеатр, какой только природа может создать, огромную равнину, окруженную горами, увенчанными очень высокими вековыми лесами <:> Вилла, расположенная на склоне, смотрится так, как если бы она была на вершине <:> Перед колоннадой - терраса с цветником <:> оттуда спускается с легким наклоном лужайка, на которой из бука созданы фигуры диких животных <:> Неподалеку аллея густых, причудливо подстриженных деревьев <:> Все это обнесено каменной оградой, которая скрывается за постепенно повышающимися рядами бука <:> Кое-где возвышаются небольшие каменные тумбы и фруктовые деревья, как будто сельская природа соединилась с произведениями искусства».

Что касается ботанического многообразия древних садов, его подтверждают многочисленные источники, включая знаменитую дидактическую «Поэму о земледелии» Вергилия, более известную как «Георгики».

Синтез искусств

Известные во всем мире сады последующих эпох, вошедшие в историю как непревзойденные шедевры ландшафтного искусства, ведут свою традицию с тех давних времен. Несколько переосмысленные в ходе исторических коллизий и подчиненные всемогущей моде венский Бельведер и знаменитая Альгамбра в Испании, Сансуси в Германии и знаменитые английские парки, сады Ватикана в Риме и Франция с множеством бесподобных дворцово-парковых ансамблей навеки стали символами как будто не рукотворной, а поистине божественной красоты. Петербург в этой череде оказался не менее знаменитым преемником мировых достижений. Стоит вспомнить сады и парки Павловска и Царского Села, Петергоф, получивший титул русского Версаля и, по мнению многих очевидцев, значительно превосходящий его по своему великолепию. Красота ослепительная и пышная, торжественная и поражающая воображение, подчиненная законам архитектуры, ставшая истинным культурным сокровищем и навеки вписанная в список вершин ландшафтного искусства. Наряду с ее четкой геометрией всегда существовала и свободная манера создания сада, которую отличал метод живописного размещения композиционных элементов, неподвластный внешним законам, но подчиненный глубокому внутреннему смыслу. В той или иной степени он был присущ и древним классическим садам, нашел свое отражение в Европе в средневековых ансамблях и искусстве эпохи Возрождения, однако наивысшего своего развития достиг в странах Востока. Там господствовали принципы свободной, или, иначе, пейзажной композиции.

Развитие эзотерических знаний, религиозные представления, связанные с буддизмом и проникнутые идеями конфуцианства, способствовали созданию садов, скромных по размерам, которые отличались интимным сочетанием архитектурных построек с природой, а главное, отсутствием регулярного плана. Сады создавались в самых разных манерах, нередко возникали так называемые ландшафты, состоящие, например, из гальки, песка и камней. Лежащая в основе принципов композиции идея вечной обновляемости природы в японских садах подчеркивалась прихотливыми очертаниями водоемов и дорожек, малыми архитектурными формами и самим сочетанием природных и растительных элементов.

Понятие красоты относится к категории вечности. И пять тысяч лет назад, и сегодня декорирование окружающей среды - естественное для человека стремление, которое и породило и садово-парковое искусство. Оно воплотило в себе многовековое наследие, состоящее из религиозных аспектов, представлений естественных наук, отражения политических и социальных изменений, в более отвлеченном варианте иллюстрирующее собой ход и развитие истории искусств. Таким образом, ландшафтный дизайн во все времена был мастерством, которое чутко реагировало на любые изменения в обществе, искусно передавало черты господствующей идеологии и отражало новомодные течения. Сад всегда оставался чем-то прекрасным и божественным. Не случайно ведь Эдем превратился в имя нарицательное и стал местом, куда мы все так или иначе хотим попасть.

Светлана РОССО

Ландшафтный дизайн - www.zagorod.spb.ru