Ландшафтный дизайн

Игры на свежем воздухе

Игры на свежем воздухе

Скажите, только честно: вам нравится играть? Примеряя на себя разные маски, придумывая новые декорации, расцвечивая будни неожиданными и от этого лишь еще более приятными лучиками праздника: Вот и вашему саду тоже нравится: Только не всегда появляется такая возможность, хотя, бесспорно, он также любит интригу, также полон фантазий и неординарных взглядов на мир. Для того чтобы сад все-таки заиграл, нужна идея, способная вдохновить, может быть, подхлестнуть, спровоцировать мощнейший выброс адреналина. А еще нужны средства, с помощью которых он сможет раскрыть основную тему игры. Режиссер, сценарий, хорошо продуманный декор и костюмы…

Современность диктует свои правила. Она за минимализм, за естественность и нарочитое отсутствие грима. Сближение природы с архитектурой, природы с человеком и, собственно, с самой природой - то есть "живой" с "вечно живой" (давно почившей или не рожденной вовсе), инертной. В создании из горизонтали сада некой объемно-пространственной композиции, по счастью, не всегда используются одни лишь деревья и кустарники. Геопластика, огромные гладкие валуны, коряги причудливых очертаний или куски дерева и бамбука интересной текстуры, кора разнообразных декоративных оттенков - да мало ли фишек, которые способны помочь избежать скуки.

Но сад - это не актер, сад - это театральные подмостки, на которых разыгрывается спектакль, а раз так, надо раздать роли. При утверждении на них (если угодно, при составлении композиции) подбирают виды растений с разным характером роста - пряморастущие, с ложащимися или свисающими побегами и почвопокровные. Конечно, как роли бывают главными и второстепенными, так и в саду декоративные черты растений создают разную эстетическую нагрузку. Основные - самые эффектные, остальные, - дополнительные, оттеняющие и подчеркивающие их оригинальность.

Но, для того чтобы все вместе "имело вид", то есть чтобы спектакль состоялся, должно быть что-то еще. Полемика, звуки, фон: Тут и появляются на сцене инертные материалы, а появившись, моментально переходят из "декораций" в "персонажи", ибо начинают творить. Естественный ландшафт формируют пять основных компонентов, тесно связанных друг с другом: земля, вода, воздух, растительный и животный мир. И для создания завораживающего пейзажа необходимо добиться сбалансированности всех пяти. Но сбалансированность - это все-таки еще не игра. Хочется искренности, не допускающей ни капли сомнений, хочется естественности и праздника.

Если в театре наиболее выразительны сцены, построенные на контрасте, то в саду самые интересные композиции - несущие определенное тематическое содержание, например, имитирующие природный микропейзаж. Чувствуете, вот оно, действие: совсем немного усилий, десяток-другой обломков вулканического туфа и лавы, речной песок, покрытый желтым, коричневым и охрой керамзит. А между ними - редкие низкорослые сухоцветы и несколько суккулентов прямо в горшках (что поделать, не африканский у нас климат). Кстати, для пущей убедительности можно разровнять песок веерными граблями или насыпать его неравномерно, барханами. Где пустыня, там и оазисы. Островки пышной зелени добавят колорит вашему пустынному пейзажу, но не переусердствуйте: "остров Баунти" - это уже другая игра.

Для Баунти подойдут водоем с ярко-голубой водой, плавающие лилии, с круглыми листьями, словно имитирующими огромные "лопухи" виктории-рэгии, и бамбук, щедро набросанный вдоль "береговой линии". Тут же небольшая, но причудливо изогнутая коряга, в противовес - вертикальная доминанта в виде сухого дерева, на котором закреплены эпифиты и вьющиеся растения, вокруг - сфагновый мох. Не будут лишними ни природные камни, ни торф, ни пеньки с фактурной корой разных цветов. Понятие цвета в ландшафтном дизайне всегда соотносится с понятием фактуры. В инертных материалах эта связь проявляется наиболее ярко. Окрашенный гравий, скорлупа ореха или тончайшие оттенки стекла порождают определенные ощущения и ассоциации зрителя. Особенно это заметно в игре в "японский садик".

Он, как правило, наполнен "неживыми" элементами - тем же стеклом, металлом, декоративным бетоном и представляет собой своеобразный уголок для созерцательного отдыха. Этакая символическая композиция из растений, камней и воды. Но не наших камней и воды, а других, словно позаимствованных с земли театра кабуки, где правят филигранные маски и грим: Это не что иное, как отражение природных мотивов - озер, скалистых утесов и гор Японии. Но растения должны быть исключительно карликовые, пруд - с горбатым мостиком, а камни - обязательно замшелые. Не забудьте про ветку сакуры, она добавит шарма вашему саду, придав его настроению особое очарование и поэтику, свойственную Стране восходящего солнца. Для этой цели подойдут и куски туфа, размещенные уступами, имитирующими скалистость. Узенькие дорожки, выложенные естественным камнем разной формы и рисунка, помогут усилить акцент.

Камень, наверное, можно считать королем инертных материалов, поэтому редкая "игра на свежем воздухе" обходится без его участия. Бенефисы альпийских горок или скальных садов - это всегда полный аншлаг! Претворяя в жизнь такой ландшафт, вы сможете выразить красоту и своеобразие высокогорья. А для усиления колорита попробуйте террасирование склонов, разбивку тех же дорожек, а в качестве фона - "стенки", сплетенные на манер корзин из прутьев или стволов бамбука. Скальные сады могут включать и рокарии.

Однако, сочетая различные игровые приемы, не стоит занимать все пространство: оставьте место для пустоты, ибо она тоже может весьма композиционно вписаться в спектакль. "Сударь, держите паузу:", как заметил классик. А еще попробуйте выложить несколько правильных геометрических фигур глиняными черепками, берестой или обычной галькой. Экспериментируйте, но не забывайте, что гармония возможна только при условии следования законам природы.

Светлана СНЕГИРЕВА

Ландшафтный дизайн - www.zagorod.spb.ru