Ландшафтный дизайн

Цветная сказка

Цветная сказка

В тот день, когда я подходила к четвертому павильону "Ленэкспо", с Финского залива дул холодный пронзительный ветер и люди плотнее запахивали куртки и с неодобрением посматривали на свинцово-серое мрачное небо. Спускавшийся же со ступенек павильона пожилой человек широко улыбался и светился радостью. "Там - лето!" - сказал он мне прямо-таки с детским восторгом. И действительно, стоило только переступить порог павильона, как я оказалась в сказке. Тонкий дурманящий аромат цветов и буйство красок создавали такой резкий контраст с погодой за стенами здания, что голова слегка закружилась, а глаза разбегались при виде этого потрясающего великолепия.

Программа IX международной выставки "Садово-парковый дизайн. Город и цветы" была чрезвычайно насыщенной и разнообразной. Конференции, "круглые столы", мастер-классы и конкурсы проходили все четыре дня работы выставки. Девиз на этот раз был "Растения в интерьере", поэтому среди участников было много фирм, специализирующихся на оформлении интерьеров живыми и искусственными цветами и горшечными растениями. Ведущий специалист фирмы "Флоросс" Елена Калюжная считает, что интерес к горшечным растениям сейчас необычайно велик, ведь они являются необходимой деталью интерьера любого загородного дома. "Специалисты могут предлагать разнообразные решения интерьера, используя новые сорта цветов, появившиеся на рынке, и современные тенденции флористической моды. Например, сейчас модно сочетание природных материалов, горшечных растений и срезки. Цветам найдется место и в интерьере хай-тек, и в классическом". Директор компании Елена Драмшева поделилась наболевшим: "В Петербурге новые тенденции прививаются сложнее. Есть надежда, что мы выйдем хотя бы на московский уровень (не говоря о Европе), но на это уйдет лет пять".

Главным же цветком на выставке стала гвоздика. По инициативе голландских цветоводов и экспортеров стандартной и ветвистой гвоздики и при сотрудничестве с проектным бюро Цветочного бюро Голландии проводилась рекламная компания "Гвоздика в новом ракурсе". На специально отведенном стенде этот привычный цветок поражал воображение посетителей не только разнообразием окраски и обилием новых сортов. Оригинальные композиции и аранжировки превратили обычную гвоздику в феерическое зрелище. "Что это там такое необычное?" - спрашивали посетители у своих спутников, завидев издали этот стенд. А подойдя ближе, не могли сдержать удивления: "Да это же обычная гвоздика!"

Ставшие популярными за последние несколько лет искусственные цветы и растения тоже привлекали внимание. Рассматривая эти удивительные произведения человеческих рук, люди спустя лишь несколько минут понимали, что это не живые цветы, а трепетные и нежные лепестки сделаны из шелка, бархата и… полиэтилена. Собранные зачастую из сотен элементов, они внешне ничем не отличаются от настоящих. Одной из компаний, формирующих мировые тенденции в этой области, является "Shishi", популярная на мировом рынке именно как дизайнерская студия. Ее коллекции искусственных цветов и ваз чрезвычайно современны по своим решениям и рассчитаны прежде всего на вкусы прогрессивно мыслящих людей. Обновляемые дважды в год коллекции - весенняя и рождественская - никогда не повторяются, поэтому каждое изделие приобретает особую ценность.

Но не только цветы, деревья и разнообразный посадочный материал были представлены на выставке. Оригинальные вазы и кашпо, всевозможные аксессуары, используемые при составлении букетов и композиций прекрасно вписывались в тему "Растения в интерьере". Экспозиции предприятий, занимающихся благоустройством города, наглядно показывали, как решаются насущные проблемы украшения северной столицы, которые так горячо обсуждались на конференциях. Владельцам же загородных домов представился случай не только ознакомиться с новыми тенденциями оформления жилища внутри и с новинками, способными украсить самый изысканный зимний сад. Ландшафтный дизайн, альпийские горки, фонтаны и рокарии, малые архитектурные формы, садовая мебель, детские площадки, газоны, крупномерные деревья, цветущие рододендроны - все, чего душа пожелает, можно было найти на выставке. Компания "Van den Berk", пока не имеющая своего представительства в России, тем не менее в течение нескольких лет поставляет напрямую из Голландии кусты, цветы и крупномерные деревья и чрезвычайно довольна сотрудничеством с нашей страной. Саэлита, представитель компании, считает, что залогом успеха их работы на российском рынке является качество посадочного материала, хорошая приживаемость растений и широкий ассортимент предлагаемой продукции. Того же мнения придерживается и Марина Соколова из фирмы "ЛаРос Ландшафт": "Для людей большой ассортимент - это самое главное. Мы можем предложить любые растения, начиная от мелколуковичных и заканчивая крупномерами. Хит сезона - цветущие рододендроны, штамбовые, различной окраски. Специальные зимующие сорта хорошо приживаются в нашем климате, поскольку выращиваются в Ленобласти. Люди заинтересованы в живой красоте".

Не обошли вниманием и проблемы "проектирования приватной среды" - их обсуждали на конференции. В наши дни снова приобретает особое значение палисадник, который является отголоском так называемых "собственных садиков", игравших в усадьбах роль дополнительного парадного зала под открытым небом, предназначенного для интимных прогулок и приема гостей. Затронули и весьма важный вопрос взаимодействия заказчика и ландшафтного архитектора. С одной стороны, личность хозяина, безусловно, играет решающую роль при создании проекта. Но с другой - дизайнеров призывали не идти на поводу у заказчика, а пытаться найти компромиссное решение, подобрать ключ к личности владельца, понять его.

Не слышавшая этих дебатов генеральный директор "Альпийской строительной компании" Елена Кириллова считает, что главным в работе является индивидуальный подход к каждому заказчику, предложение индивидуального проекта, оригинальных решений, и посоветовала заказчикам не пугаться оригинальных решений, соглашаться на использование материалов, не применяющихся в стандартных вариантах благоустройства приусадебных участков - декоративных камней, окаменелого дерева, большой ассортимент которого предлагают финские фирмы, того, чего у нас нет на рынке. Использование инертных материалов - стекла, различной крошки и т. д. тоже поможет украсить сад и сделать его непохожим на другие.

Еще один участник выставки, представитель фирмы "Русские газоны" Сергей Ханевский высказал свою точку зрения: "Главная проблема - косность, привычки. Нет информации по новым материалам, нет стремления ею овладеть. За зиму нам удалось сломать представление о том, что деревья сажают только весной и осенью. С Нового года по сей момент посадили более 300 деревьев".

На конференции отметили, что одной из главных проблем сегодня является раздробленность пространства, обусловленная желанием угодить всем, создать свой маленький уголок для каждого члена семьи, в результате чего зачастую не получается единого ансамбля. Безусловно, при планировании должны учитываться какие-то утилитарные моменты, как то место для занятий спортом на открытом воздухе, детская площадка, уголок для столь модного нынче барбекю. Но при этом необходимо помнить, что любой сад - это прежде всего эстетика, конечно, в сочетании с функциональностью. Все-таки больше внимания следует уделять стилю. "Стиль - это большая ответственность". И здесь очень важно сотрудничество ландшафтного дизайнера не только с заказчиком, но и с архитектором.

Не нужно сбрасывать со счетов и проблемы экологии. Например, если ваш дом стоит в сосновом бору, то не следует вырубать деревья - надо вместе со специалистами продумать план участка таким образом, чтобы и дом, и сад органично вписались в уже существующий пейзаж.

В работе выставки приняли участие более ста фирм из Бельгии, Голландии, Израиля, России, Финляндии и Эстонии. Организаторы выставки - цветочное бюро Голландии, Гильдия флористов и администрация Санкт-Петербурга - особое внимание стремились уделить молодым специалистам. Несмотря на то, что Россия по объективным причинам, связанным с особенностями развития государства, отстает от европейских стран в сфере ландшафтного дизайна, и у нас за последние годы наметился большой сдвиг в этой области. Как отмечалось на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, в России повышается престиж ландшафтных архитекторов, созданы новые программы обучения по этой специальности в профильных учебных заведениях. Поэтому можно надеяться, что через несколько лет Россия займет соответствующее место среди ведущих стран, считающихся законодателями моды в сфере ландшафтного дизайна.

Наталья ГРЯЗНОВА

Ландшафтный дизайн - www.zagorod.spb.ru