Ландшафтный дизайн

Время ландшафтных дизайнеров

Время ландшафтных дизайнеров

Возрождение ландшафтного дизайна в России начиналось с простых цветников и самодельных альпийских горок на приусадебных участках. За десятилетие из самодеятельности ландшафтная архитектура стала мастерством – со своими модными тенденциями и стилями.

Основной тенденцией мировой ландшафтной архитектуры сегодня считается следование пейзажному, природному, стилю. Петербургские архитекторы отмечают, что и у нас на смену эклектике, экзотическим стилям и стандартным деталям из журналов идет воссоздание природных ландшафтов, «натургартен».

Конечно, петербургский климат диктует свои черты ландшафтного дизайна. Заказчики, как правило, хотят получить сад постоянного цветения, чтобы компенсировать за короткий летний период нехватку ярких красок и ощущений. А сложные, не слишком плодородные почвы подразумевают работу с инертными материалами (камнем, деревом, отсыпкой) в сочетании со скупым по своей форме растительным материалом.

Главный принцип при создании ландшафта в стиле «натургартен» – не навредить, максимально вписать в новый сад те детали, которые остались на участке от его первозданного вида. И в этом случае искусство ландшафта и профессионализм архитектора подразумевают оптимальное использование всех природных факторов. Но при этом архитектору очень важно при проектировании найти общий язык с заказчиком. Ведь он создает среду обитания семьи, где каждый должен чувствовать себя комфортно: и стар и млад.

Карельский стиль

gribi

(Архитекторы Светлана Сочивко и Эдуард Белокуров)

Участок недалеко от озера Разлив был сложным по всем параметрам: песчаная, легко осыпающаяся и малоплодородная почва, заметная разница высот на участке и болотистая местность, через которую шла тропинка к озеру. Кроме того, небольшой сам по себе участок – всего 12 соток – был ограничен высоким забором, отделявшим его от соседних. Архитектору на нем развернуться сложно, а список работ таков, что можно предлагать его в качестве учебного пособия студентам, – от устройства подпорных стенок до системы полива. К очевидным плюсам можно было отнести лишь сохранившиеся на участке сосны.

Заказчик намеревался сделать загородный дом местом отдыха, и участок должен был стать садом на одного человека. Архитектору поставили задачу сохранить суровую и строгую красоту Карельского перешейка.

Результат получился парадоксальный – огромную работу, проделанную на участке, увидит лишь наметанный глаз: зеленые склоны, высокие деревья, каменные дорожки, деревянный «путь к причалу»… Ночью подсветка выхватывает из темноты массивные стволы сосен, шумящих на ветру. Между тем для создания природного вида понадобилось около полугода – проект был утвержден осенью, а последние штрихи удалось сделать лишь весной.

Работы начались с устройства подпорной стенки рядом с домом и укрепления склонов и откосов участка (чтобы не нарушить хрупкое природное равновесие, укрепление сделали при помощи гравийных каркасов). Строительную технику на участке использовать было невозможно, и все работы выполнялись вручную.

Для того чтобы начать посадку растений, на участок пришлось завезти большое количество грунта. Лишь после этого были проложены дорожки, выполнены лестницы из полубревен, высажены трава и кустарники.

Особой достопримечательностью участка стала дорога из дерева, ведущая к озеру, – настил общей длиной в сотню метров позволяет беспрепятственно подойти к месту купания по топкому болотистому берегу.

Вишневый сад

(Архитекторы Светлана Сочивко, Эдуард Белокуров)

Участок в Токсове попал в «разработку» ландшафтным архитекторам после того, как на нем было закончено строительство большого семейного дома. Семья, которая собиралась поселиться в доме, была немаленькой – трое детей, приезжающие на лето племянники. И гостеприимной: в доме планировалось проводить дружеские вечеринки и праздники. Так что участок должен был стать уютным прибежищем для хозяев, их детей и многочисленных гостей.

Рельеф участка оказался непростым – ступенчатым, повышающимся от дома к границе участка. Зато за домом в процессе стройки удалось сохранить старый плодовый сад – яблони, вишни, ягодные кусты. Композиция из старых деревьев, обновленная новыми посадками, образовала отдельную часть пространства, к которой от «парадной» площадки дома выводит лестница. Кроме обычных плодово-ягодных растений, здесь были посажены цветущие кустарники разнообразных сортов – в результате этот полудикий уголок выглядит нарядно с ранней весны, когда зацветает форзиция, до поздней осени, когда плодоносит пурпурный орешник.

Перед домом была устроена гостевая зона, с бассейном и беседкой для барбекю. А в пределах видимости – детская площадка с натуральным покрытием, спортивным комплексом и качелями. Гостевая часть, открывающаяся взору, оформлена цветниками.

Всего за два месяца ландшафтные архитекторы сумели обеспечить на 22 сотках обилие и разнообразие впечатлений на весь сезон, который семья проводит на даче. Основное пожелание заказчика – безопасность пространства для детей – было полностью учтено, но от этого «семейный» сад не стал скучным.

Японский садик на склоне холма

(Архитектор Елена Вирина)

Участок на склоне холма, где был разбит садик в японском стиле, – часть более обширного поместья в три гектара в районе Репина-Ленинского. Архитекторы уже в течение пяти лет ведут работы по его благоустройству. Но склон, спускающийся к реке, с перепадом высот около трех метров, находился не в центре внимания. Однако постепенное осыпание земли заставило задуматься о том, как укрепить и оформить площадку.

Идея сделать на склоне сад в виде японского «сухого ландшафта» была неслучайной – сам дом и банька, стоящие над речкой, выполнены в японском стиле. В качестве опорной стенки для склона выступили крупные валуны, они же стали и главными элементами дизайна. Разыскать подходящие камни оказалось непросто – в поисках пришлось объездить несколько карьеров в районе, и нужные, интересные по фактуре и рисунку объекты нашлись лишь в четвертом. Немало пришлось повозиться и с их установкой – все работы нужно было выполнять вручную.

Склон был освобожден от покрывавшей его травы, между установленными в земле камнями высажены мхи и седумы.

В центре сада – композиция из камней, напоминающая плывущую морскую черепаху.

Проектирование и работы заняли около трех месяцев. К концу лета неухоженный склон стал напоминать заросший морской берег.

Миниатюрный сад

(Архитектор Елена Вирина)

В комплексе «Никитинская усадьба» к каждому коттеджу или таун-хаусу выделялся скромный земельный надел – не больше двух соток. Именно такой участок и потребовалось оформить специалистам компании. У заказчика было два основных требования – участок должен отличаться от соседних садиков и носить отпечаток культуры Японии. Хозяин, связанный со Страной восходящего солнца деловыми контактами, являлся большим поклонником ее садового искусства.

Проект оказался пятым по счету – до этого придумать концепцию участка уже пытались другие дизайнеры. Строгая геометрия композиции была положенна в основу проекта – это позволило придать небольшому участку должную выразительность. Оформление минимально, как и полагается в японском садике: белая речная галька, тротуарная плитка, немногочисленные акценты растений. Не обошлось и без случайностей – изгиб дорожки – своеобразная волна – получился, когда потребовалось обогнуть технический люк, расположенный на участке. Эта случайность добавила композиции динамики.

На работы потребовалось около месяца. Готовый садик, созданный в полном согласии с пожеланиями заказчика, выразительно смотрится как зимой, так и летом.

Тропический лес

(Архитекторы Елена Веселова, Татьяна Сигалина, Дмитрий Власов)

Проект зимнего сада, который был задуман хозяевами, поначалу показался архитекторам слишком противоречивым. Жена, любительница Японии, хотела как можно больше открытого пространства. Муж, напротив, желал «спрятаться» в густых тропических зарослях. Правда, помещение площадью 50 кв. м и с высотой потолков около семи метров позволяло спланировать несколько зон – чтобы удовлетворить вкус каждого из супругов.

На «женской» половине выдержан японский стиль – сделана чайная беседка-шалаш из бамбука, небольшой каскад и водоем. В «мужской» – царят тропические деревья, между которыми стоят… удобный диван и домашний кинотеатр. Эта современная техника – пожалуй, единственная искусственная деталь. Все остальное из натуральных материалов – бамбука, камня, бронзы. Приятные мелочи – фонарики в китайском стиле, украшения из цветного стекла – были сделаны по индивидуальному заказу.

Предполагалось еще украсить стену у «чайной беседки» большим морским аквариумом, но хозяева пока не решились на это. Уход за зимним садом и так непрост...

В оформлении помещения было использовано около 80 видов разных растений, в основном выходцев из тропиков и с Дальнего Востока. Некоторые из них – внушительных размеров: три-четыре метра высотой. Взрослые деревья (кофе, фейхоа, лимоны, грейпфруты) чувствуют себя буквально как дома и приносят плоды. Это – заслуга ландшафтников: в течение двух лет зимний сад продолжает разрастаться и хорошеть.

Екатерина ГОЛУБЕВА

Ландшафтный дизайн - www.zagorod.spb.ru